В этой статье мы расскажем о самом точном способе заправки кондиционеров.
Заправлять можно любые фреоны. Дозаправлять - только однокомпонентные фреоны (напр.:
R-22) или изотропные (условно изотропные, напр.:
R-410) смеси
При проведении диагностики систем охлаждения и кондиционирования, процессы, происходящие внутри конденсатора, скрыты от сервисного инженера, а часто именно по ним можно понять, почему упала эффективность системы в целом.
Кратко рассмотрим их:
- Перегретые пары хладагента попадают из компрессора в конденсатор
- Под действием воздушного потока температура фреона снижается до температуры конденсации
- До тех пор, пока последняя молекула фреона не перейдет в жидкую фазу, на протяжении всего участка магистрали, на котором происходит процесс конденсации, температура остается одинаковой.
- Под действием охлаждающего потока воздуха температура хладагента снижается с температуры конденсации до температуры охлажденного жидкого фреона
Внутри конденсатора давление фреона одинаковое.
Зная давление, по специальным таблицам производителя фреона можно определить температуру конденсации в текущих условиях. Разность между температурой конденсации и температурой охлажденного фреона на выходе из конденсатора — температура переохлаждения — величина обычно известная (уточняется у производителя системы) и диапазон этих величин для данной системы фиксирован (например: 10-12 °C).
Если значение переохлаждения ниже указанного производителем диапазона — значит фреон не успевает охладиться в конденсаторе — его недостаточно и требуется дозаправка. Недостаток фреона снижает эффективность работы системы и увеличивает нагрузку на нее.
Если значение переохлаждения выше диапазона — фреона слишком много, требуется слить часть до достижения оптимального значения. Переизбыток фреона увеличивает нагрузку на систему и снижает срок ее службы.
Дозаправка по переохлажению без использования прибора для заправки/дозаправки SH-36N:
- Подключаем манометрический коллектор и баллон с фреоном к системе.
- Устанавливаем термометр/датчик температуры на линию высокого давления.
- Запускаем систему.
- По манометру на линии высокого давления (жидкостной линии) измеряем давление, вычисляем температуру конденсации для данного фреона.
- По термометру контролируем температуру переохлажденного фреона на выходе из конденсатора (она должна быть в диапазоне значений суммы температуры конденсации и температуры переохлаждения).
- Если температура фреона превышает допустимую (температура переохлаждения ниже требуемого диапазона) — фреона недостаточно, потихоньку добавляем его в систему до достижения нужной температуры
- Если температура фреона ниже допустимой (температура переохлаждения выше диапазона) — фреон в избытке, часть надо потихоньку стравливать до достижения нужной температуры.
С использованием прибора для заправки/дозаправки SH-36N данный процесс упрощается в разы (схема подключения в рисунках есть в инструкции по эксплуатации):
- Сбрасываем прибор в ноль, переводим в режим переохлаждения, выставляем тип фреона.
- Подключаем манометрический коллектор и баллон с фреоном к системе, причем шланг высокого давления (жидкостный) подключаем через Т-образный тройник, поставляемый вместе с прибором.
- Устанавливаем датчик температуры SH-36N на линию высокого давления.
- Включаем систему, на экране отобразится значение переохлаждения, сравниваем его с требуемым дипазоном и в зависимости от того, выше или ниже отображаемое значение, потихоньку стравливаем или добавляем фреон.
Данный способ дозаправки точнее, чем заправка по объему или по весу, поскольку отсутствуют промежуточные вычисления, которые порой бывают приблизительными.
Алексей Матвеев,
технический специалист компании «Расходка»