+7 (495) 775-86-55
  ООО «Расходка» — расходные материалы и инструменты для монтажа кондиционеров
Войти с паролем Консультанты:    Наталья 
+7 910 451-56-57
Аида 
+7 910 451-56-33
Тележка пуста
Металлоконструкции
Книги
/ Хладагенты

Экологически чистый хладагент R–410A
01.11.2006

Свыше тридцати ведущих мировых производителей климатического оборудования уже отказались от применения озоноразрушающих хладагентов и применяют R–410A.

Сохранение озонового слоя Земли, проблема глобального потепления, новые хладагенты, современные холодильные системы на их основе — все эти взаимосвязанные вопросы весьма актуальны для всего современного холодильного сообщества. И ведущие мировые производители предлагают свои решения.

В августе 2005 года специалисты американской компании Honeywell впервые на территории России организовали технический семинар, посвященный современным разработкам в области озонобезопасных хладагентов и передаче накопленного мирового опыта потенциальным российским заказчикам.

Производство хладагентов — лишь одно из направлений деятельности компании. Ее предприятия в США, Европе, Мексике и Китае производят хладагентов на 1 миллиард долларов США в год. На рынке России компания Honeywell присутствует с 1997 года, предлагая здесь свои «know–how» и те разработки, которые успешно применяются в Европе, но активные продажи начались только в 2005 году. Основная ставка делается на экологически безопасные смеси и, в частности, на продукт R–410А.

Немного истории:

Следует вспомнить, что в 1990 году под именем AZ–20 ® была запатентована околоазеотропная смесь ГФУ R–125 и R–32 в пропорции 50/50. Смесь не горюча, не ядовита и не разрушает озоновый слой (ODP=0), поскольку не содержит хлора и имеет короткий период жизни в атмосфере. Температурный глайд смеси — менее 0,2 0 С. Для сравнения: температурный глайд у конкурирующих хладагентов для кондиционирования воздуха R–407C — 5–6°С, R–417 — 3–4°С. Продолжительные собственные испытания и опыты независимой лаборатории показали существенные преимущества смеси AZ–20 ® (более высокая теплопроводность, меньший перепад давления, высокие рабочее давление и холодопроизводительность). Эффективность AZ–20 ® (R–410A по классификации ASHRAE) оказалась на 5% выше по сравнению с R–22 и более, чем на 10% по сравнению с R–407C и R–134А.

Кроме того, R–410A превосходит R–22 и R–407C по надежности. По данным фирмы Copeland, выход из строя компрессора при работе на R–410A происходит на 30% реже по сравнению с компрессором на R–22. Производители систем на R–407C дают указание пользователям полностью заменять все количество газа в системе в случае утечки. Но полная замена газа влечет за собой дополнительные издержки, в то время как у R–410A практически отсутствует температурный глайд и существенно меньше утечек.

Производителями оборудования (OEM) были выделены пять основных причин для применения R–410A:
  • превосходные операционные характеристики по сравнению с другими альтернативами;
  • высокая надежность и предсказуемость системы;
  • умеренная стоимость в производстве;
  • безопасность для окружающей среды, экономия энергии;
  • безопасность в применении.
  • В итоге первые климатические системы, работающие на R–410A, были проданы уже в 1995 году.
Использование R–410А в качестве основного хладагента для бытовых кондиционеров началось в конце девяностых годов в Японии. С 2002 года на его базе выпускается полупромышленная серия кондиционеров компании Toshiba. В 2003 году о переходе на хладагент R–410A объявила компания DAIKIN — лидер на рынке кондиционирования воздуха. На американском рынке некоторые компании уже производят моноблочные системы на хладагенте R 410A. Например, компания CARRIER выпускает серию чиллеров и руф–топов, на этом хладагенте. Как только хладагент R–410А был избран в качестве «долгосрочной» замены R–22 в бытовых кондиционерах, его применение стало быстро расти и в Европе. Сегодня почти все продаваемые в Европе бытовые кондиционеры и сплит–системы работают на R–410А. Расширяется его использование в чиллерах для систем кондиционирования и в холодильных установках.

Помимо того, что R–410А более экологичен, чем R–22, спроектированные специально под него установки обладают более высокой энергетической эффективностью и дешевле в эксплуатации благодаря более интенсивной теплопередаче и меньшим гидравлическим сопротивлениям.

Однако, несмотря на очевидные преимущества и потенциальные выгоды применения R–410А в кондиционировании, высказываются мнения, что с R–410А трудно работать, поскольку установки, где он используется, должны быть рассчитаны на более высокое рабочее давление. Действительно, при более высокой удельной производительности, чем у R–22, диапазон нормальных рабочих давлений для R–410А составляет от 10 до 30 бар (примерно в 1,5 раза выше, чем у R–22). R–410А следует использовать только в системах, спроектированных для работы при таких давлениях. Это не затрудняет работу с ним: эксплуатация установок на R–410А такая же, как и с другими хладагентами. Здесь не требуются ни высокая квалификация обслуживающего персонала, ни особые меры по технике безопасности.

Более высокая объемная холодопроизводительность R–410А по сравнению с R–22 и R–407C, в сочетании с более высокими коэффициентами теплопередачи, позволяет конструировать компактное оборудование, снижая тем самым стоимость установки и расширяя возможности монтажа. Холодильная установка, специально сконструированная и оптимизированная для работы с R–410А, на 5% энергетически более эффективна по сравнению с установками, использующими R–22, и на 12% по сравнению с использующими R–407С.

А что дальше?

Ясно, что из–за более высокого рабочего давления R–410А не годится для ретрофита или прямой замены, поскольку под это давление должны быть специально сконструированы как заправочное оборудование и манометры, так и фильтры–осушители, запорно–регулировочная арматура, компрессоры, соединительные трубки и теплообменники. Все соединения в цепи должны отвечать высочайшим требованиям, как и при использовании любого хладагента.

В то же время, для технического персонала обслуживание установок с давлением 5 бар и 20 бар одинаково — различны лишь инструменты и материалы. Нужно отметить, что для работы с R–410А следует использовать медную трубку с более толстой стенкой, выдерживающую давление 52 bar. Вне зависимости от толщины стенки медной трубки (0,6 или 0,9 мм ) тщательная подготовка поверхностей под пайку обеспечит скорость и качество ее выполнения. Испытания показали, что прочный шов может получиться при использовании мягкого припоя с содержанием серебра, если шов выполнен профессионально. Словом, с R–410A обращаться не труднее, чем с R–22: при обращении главное — профессионализм!

В случае утечки R–410А ведет себя так же, как любой другой хладагент, и требует таких же предосторожностей, как любой другой сжиженный газ. Но нужно помнить, что R–410A тяжелее воздуха и в закрытом помещении он будет этот воздух вытеснять, так что при значительной утечке необходима эвакуация людей и проветривание помещения. Хладагент R–410А является менее опасной и более эффективной заменой хладагентам R–22 и R–407C. Он способен повысить эффективность кондиционеров при самом низком интегральном коэффициенте влияния на глобальное потепление (TEWI) и более высокой общей надежности.

Подготовлено по материалам Honeywell Refrigerants
www.mir-klimata.com